Виды подписи электронных документов
Недвижимость

Что такое электронная подпись? Какие бывают виды?

Виды подписи электронных документов. Что такое электронная подпись (далее – ЭП)? Для чего его используют? Что такое европейские школы?

В России в связи с развитием информационных технологий электронная подпись активно использовалась в 2002 году. Именно тогда появилась возможность передачи документов по электронным каналам связи. Документы, отправленные через Интернет, нужно было каким-то образом идентифицировать.

Что такое электронная подпись?

Тогда на помощь пришла электронная подпись, которая по сути представляет собой цифровой аналог собственноручной подписи на бумаге.

Электронная подпись позволяет идентифицировать подписавшего и подтвердить отправленную информацию. Сама подпись представляет собой сложный набор символов.

Электронную подпись могут использовать компании, индивидуальные предприниматели и физические лица.

Чтобы санкционировать использование электронных подписей, в 2002 году впервые в России был опубликован закон об электронных цифровых подписях. За почти девять лет действия старого закона были выявлены ошибки в работе удостоверяющих центров, которые могли работать без аккредитации, и их контроль был невозможен, а также другие ключевые проблемы.

В настоящее время действует Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ).

Закон № 63-ФЗ определяет условия обращения электронных документов, порядок создания документов в электронном виде, их законный оборот и хранение.

Во время пандемии коронавируса потребность в ЭС никогда не была такой острой. Самоизоляция заставила компании перейти на электронный документооборот (далее – EDI). Многие бизнесмены перешли на удаленную работу. Поэтому необходимо решать вопросы, связанные с технологией передачи и подписания документов удаленными сотрудниками. Ведь «пульт» изменения в цепочке подачи и согласования документации & ndash; невозможно подписать «жить» договорные и другие подрядные документы, отправьте оригиналы документов по почте.

Пандемия стала своеобразным катализатором внедрения ЭОД и использования ЭП для подписания документов.

Где можно применять ЭП?

Можно использовать цифровую подпись

  • в гражданско-правовых сделках: для заключения договоров и документов контрагентов; при сдаче отчетов в государственные органы. Например, для налоговой инспекции, статистики, ПФР и т. Д .; при работе с государственными порталами. Например, портал госуслуг, Мосресурс, «Честная марка»; ЕГАИС, для участия в размещении заявок на электронных торговых площадках и для внутреннего документооборота в компании.

В случае с «физическими лицами» в большинстве случаев достаточно иметь подтвержденную учетную запись на портале госуслуг. Благодаря этому аккаунту вы можете подать заявление в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения на регистрацию автомобиля, подать заявление на получение социальных пособий, проверить штрафы и налоги, оплатить коммунальные услуги и т. Д.

Какими бывают ЭП?

Тип подписи ЭП зависит от того, с какими информационными ресурсами намеревается сотрудничать компания или предприниматель.

Закон № 63-ФЗ предусматривает три вида электронных подписей: простая электронная подпись, усиленная неквалифицированная подпись и квалифицированная электронная подпись.

1. Обычный ES . Как следует из названия, это первый уровень ES. Простая ЭП – это набор данных: код, логин / пароль. Вы можете получить такую ​​подпись самостоятельно при регистрации на сайте. Обычный ЭП только подтверждает авторство отправленного документа, но не защищает документ от последующих изменений. Как правило, такая подпись используется при подписании документов в банках-клиентах, на порталах госуслуг и во внутренних бизнес-процессах компаний. Такая подпись может храниться на любом носителе данных.

2. Усиленная неквалифицированная электронная подпись. Ключ, сохраненный на флешке, и есть такая подпись. В отличие от обычной подписи расширенная неквалифицированная электронная подпись содержит две уникальные строки символов, связанных вместе. Для этого используются средства криптографической защиты информации (далее СКЗИ). Например, VipNet или КриптоПро.

Благодаря этому такая подпись защищает документ от подделки. Как правило, такая подпись используется при подписании документов между контрагентами, если это вытекает из положений заключенного договора. Такая подпись может быть записана на любом носителе.

3. Усиленная квалифицированная электронная подпись. Это наиболее безопасный тип подписи.

Такая подпись выдается аккредитованным удостоверяющим центром. Он создается с использованием ключа, произведенного на сертифицированном ФСС РФ криптографическом оборудовании. Он сохраняется на USB-ключе. Такая подпись хранится на защищенном носителе (Рутокен, eToken). Документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, имеют юридическую силу и приравниваются к собственноручной подписи.

Такой подписью можно подписывать первичные документы, налоговые документы, электронные коммерческие документы и т. Д. Расширенная квалифицированная электронная подпись используется для подачи всех видов отчетов для работы в системе ЕГАИС.